Тип проекта: практико - ориентированный.

Срок реализации: долгосрочный (декабрь - апрель 2015 -2016г.)

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

 

Обеспечение проекта:

- материально-техническое: фотоаппарат.

-учебно-методическое: методическая литература, дидактические игры.

 

Актуальность. Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться.  Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает.    Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

Сенсомоторное   развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.  Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.

Работая с младшими дошкольниками, мы обратили внимание на недостаточность развития сенсомоторных навыков. Главное значение в формировании у детей представлений о сенсорных эталонах играет предметно-развивающая среда, которая окружает ребенка в дошкольном учреждении и дома.

 Исходя, из выше сказанного, у нас возникла идея создания проекта "Организация совместной деятельности по сенсомоторному развитию дошкольников 3-4 лет посредством использования нестандартного оборудования".

 

Целью  проекта является развитие сенсомоторных навыков у  детей 3-4 лет, с использованием нестандартного оборудования в условиях ДОУ.
Задачи:

Ø  Знакомство с сенсорными эталонами.

Ø  Развитие мелкой моторики.

Ø  Формирование и активизация словаря ребенка.

Ø  Развитие восприятия (зрительного, осязательного, тактильного).

Ø  Развитие наглядно – действенного мышления, внимания, памяти, воображения и т. д.

Ø  Развитие познавательного интереса.

Ø  Создание эмоционально положительного настроения.

 

Объект исследования:  сенсомоторное развитие детей 3-4 лет.

Предмет:  процесс формирования сенсорной культуры и развитие мелкой моторики рук детей 3-4 лет.

 

Гипотеза. Система целенаправленных мероприятий будет способствовать формированию сенсорной культуры и развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет.

 

Ожидаемый результат. В результате реализации проекта у детей будут сформированы сенсомоторные навыки:

Ø  различение цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый;

Ø  узнавание, обследование осязательно-двигательным способом и название некоторых фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, звезда, крест);

Ø  сравнение двух предметов по 1-2 признакам, выделение сходства и различия;

Ø  овладение группировкой по заданному образцу (по цвету, форме, размеру, материалу);

Ø  развита мелкая моторика.

 

Поэтапный план реализации проекта.

 

 

Задачи

Мероприятие

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственные

1 этап - мотивационный

Создать условия для реализации проекта «Организация совместной деятельности по сенсомоторному развитию дошкольников посредством использования нестандартного оборудования».

Подбор наглядно-дидактических пособий, изготовление игровых пособий, используя нестандартное оборудование; создание в группе уголка по сенсомоторному развитию.

 

декабрь

 

 

 

 

 

 

 

В группе будет создан уголок по сенсомоторному развитию  дошкольников.

 

 

 

 

воспитатели,

родители

 

 

 

 

Вовлечение родителей в педагогический процесс, как активных его участников.

 

Консультация «Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников».

 

декабрь

Мотивация родителей к изучаемой теме.

 

воспитатели

 

2 этап - содержательный

Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.

Предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения, используя нестандартное оборудование, для развития мелкой моторики рук и сенсорной культуры у детей.

Мастер-класс для детей и  родителей «Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей 3-4 лет».

декабрь

Родители смогут самостоятельно изготовить игры, используя нестандартное оборудование.

Сопина М.А.

Предложить родителям совместно с детьми изготовить новогоднюю поделку посредством использования нестандартного оборудования.

Участие в новогодней выставке  на уровне ДОУ «Новогодняя игрушка».

декабрь

Данное мероприятие даст возможность детям и их родителям проявить себя в совместной творческой деятельности.

воспитатели,

родители

Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (тампонирование); учить наносить штрихи поролоновым тампоном снизу вверх; развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов на бумаге, положительное отношение к рисованию, сенсомоторные навыки, творческое воображение.

 Продуктивная деятельность:

рисование  с использованием нетрадиционных техник «Новогодняя сказка» (коллективная работа).

декабрь

Посредством нетрадиционных техник рисования у детей будут сформированы сенсомоторные навыки.

Сопина М.А.

Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования (тычкование ватной палочкой); развивать положительное отношение к рисованию, сенсомоторные навыки.

Продуктивная деятельность:

рисование  с использованием нетрадиционных техник «Красивая чашка» (индивидуальная работа).

январь

Иванова З.С.

Продолжать учить детей работать с красками; развивать творческое воображение, мышление, фантазию;

воспитывать интерес к творчеству;

воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое.

Продуктивная деятельность:

рисование + аппликация с использованием нетрадиционных техник «Веселый бегемотик» (коллективная работа).

февраль

Иванова З.С.

Развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь; развивать память, внимание, воображение, образное мышление; сенсомоторные навыки.

 

 

 

 

Развивать умение сравнивать предметы по длине, величине, ширине; закрепить в речи понятия: маленький-большой, широкий-узкий, длинный-короткий; закрепить знание цветов спектра: красный, желтый, зеленый, белый; закрепить счет в пределах 5, знание геометрических фигур.

- упражнение «Бигуди»;

 

- игры с сухим бассейном;

 

- игры со шнурками бусинами и макаронами;

 

- игры с прищепками;

 

- д/и «Два барана».

 

 

Игры с пособием «Ежики».

 

 

январь - март

У детей появится интерес к данным играм; будет сформирована сенсорная культура и развита мелкая моторика.

 

 

 

 

 

 

 

У детей будут развиты сенсомоторные навыки и математические способности.

воспитатели

3 этап - рефлексивный

Выявить уровень развития сенсомоторных навыков у детей 3-4 лет.

Анализ результатов.

март

 

воспитатели

Развивать у детей умения рассказывать о проделанной работе; развитие монологической речи.

Презентация уголка по сенсомоторному развитию для детей младших групп.

апрель

 

воспитатели

 

Вывод: у 95% детей развиты сенсомоторные навыки в соответствии с возрастными особенностями. Дети различают и называют цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый. Узнают, обследуют осязательно-двигательным способом и называют некоторые фигуры. Сравнивают предметы по 1-2 признакам, выделяют сходства и различия. Овладели группировкой по заданному образцу (по цвету, форме, размеру, материалу). Мелкая моторика развита в соответствии с возрастом.

Список литературы:

1.  Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка:

книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение , 1998 .- 144 с.

2.  Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова И.М. и др.; Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада - М.: Просвещение, 2000. – 224 с.

3.  Гризик Т.И. Ловкие пальчики.- М: Просвещение, 2007.- 54 с.

4. Дворова И.В., Рожков О.П.  Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни.- МПСИ Модэк,  2007.

5.  Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений. - М.: Академия, 2002. – 464 с.

6.  Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет – М.: Дельта, 2001. – 159 с.

7.  Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. – 3-е издание исправ. и доп. - М.:  Академия, 2001. – 416 с.

8.  Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.

9.  Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2000.

10. Немов Р.С.  Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

- М.:  ВЛАДОС, 2001. - 688 с.

11. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г.. Раннее детство: познавательное развитие. Метод. пособие.  – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

12. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста.

-М.: Просвещение, 1996. – 112 с.

 

Интернет ресурсы:

1.http://doshkolnik.ru/pedagogika/5360-sensor.html

2. http://ped-kopilka.ru/blogs/stoljarskaja-svetlana/sensomotornoe-razvitie-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

3. http://festival.1september.ru/articles/568572/